Предварительный этап

Развитие артикуляторной моторики


На предварительном этапе коррекции нарушений звукопроизношения определённое место отводится развитию мимических движений и движений языка, губ.
Примерные упражнения: закрывание глаз, зажмуривание обоих глаз, зажмуривание правого, левого глаза, оскаливание зубов, надувание щёк.

Рекомендуется имитация мимических движений с использованием картинок:

  1. Дети загорают. Солнечный тёплый день. Дети лежат на песке с закрытыми глазами, им приятно и тепло. Спокойно закроем глаза. Щеки, лоб, губы расслаблены. Нам приятно.
  2. Дедушка подарил мальчику коньки. Мальчик очень доволен, он улыбается. Улыбнёмся вместе с мальчиком.
  3. Мы видим на картинке, как мальчик сидит, а бабушка стоит. Нам это очень не нравится. Мы нахмурились, опустили брови.
  4. Мальчик ест кислый лимон. Сделаем так, как будто и мы едим кислый лимон.
  5. В зоопарке мальчик впервые увидел жирафа. И очень удивился, что у жирафа такая длинная шея. Удивимся и мы: поднимем брови, раскроем глаза.


В дальнейшем проводится работа над развитием движений языка, губ. На предварительном этапе отрабатываются простые артикуляторные упражнения.
  1. Произнести звук [и] перед зеркалом и сказать, в каком положении находятся губы при произнесении данного звука. При затруднениях в ответе логопед может задать наводящий вопрос: «Скажи, при произнесении звука [и] губы растянуты в улыбке или вытянуты трубочкой вперед?».
  2. Произнести звук [у] перед зеркалом и ответить, в каком положении находятся губы при произнесении данного звука.
  3. Произнести звуки [иу] слитно и определить, одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков.
  4. После самостоятельного произнесения звука [и] определить, в каком положении находились губы (без использования зеркала).
  5. Произнести звук [у], определить положение губ при его произнесении (без использования зеркала).
  6. Произнести последовательно звуки [и] – [у] и ответить, при произнесении какого звука губы растянуты.
  7. Произнести звуки [и] – [у] и ответить, при произнесении какого звука губы вытянуты вперед трубочкой.
  8. Определить звук по беззвучной артикуляции, т.е. по положению губ логопеда.
  9. Определить первый (или последний) звук по беззвучной артикуляции рядов [иу], [уи].

Подобным же образом отрабатываются различия в положении губ при произнесении гласных звуков [и] – [а], [у] – [о], согласных [м] (губы сомкнуты), [н] (губы раскрыты) и др.
Кинестетические ощущения положения языка (приподнят или опущен) воспитываются первоначально на резко отличающихся по артикуляции звуках: [и] – [д], [а] – [д], [и] – [т]. Различие в способе образования звуков (смычка или щель) уточняется на звуках [ш] – [т], [ж] – [д], при этом определяется, прижимается ли кончик языка или не прижимается.
Участие голосовых складок при произнесении гласных, сонорных и звонких согласных уточняется вначале с помощью кисти руки, прижатой к вибрирующей гортани.
При проведении артикуляторной гимнастики особое внимание уделяется качеству выполнения артикуляторных движений. Важно следить за чистотой выполнения движений (без сопутствующих движений), за плавностью движений, темпом, нормальным тонусом мышц (без излишнего напряжения или вялости), за объёмом движений, умением удерживать движение определённое время, за переключаемостью движений, т.е. возможностью перехода от одного движения к другому, за точной координацией движений языка и губ.


Гимнастика для губ и щёк:
  1. Надувание обеих щёк одновременно.
  2. Надувание щёк попеременно.
  3. Втягивание щёк в ротовую полость.
  4. Сомкнутые губы вытягиваются вперёд трубочкой (хоботком), а затем возвращаются в нормальное положение.
  5. Оскал: губы растягиваются в стороны, плотно прижимаются к дёснам, обнажаются оба ряда зубов.
  6. Чередование оскал – хоботок («улыбка» – «трубочка»).
  7. Втягивание губ в ротовую полость при раскрытых челюстях.
  8. Поднимание только верхней губы, обнажаются только верхние губы.
  9. Оттягивание вниз нижней губы, обнажаются нижние зубы.
  10. Поочерёдное поднимание и опускание верхней и нижней губы.
  11. Имитация полоскания зубов.
  12. Нижняя губа под верхними зубами.
  13. Верхняя губа под нижними зубами.
  14. Чередование двух предыдущих упражнений.
  15. Вибрация губ («фырканье лошади»).
  16. При выдохе удерживать губами карандаш.

Гимнастика для челюстей:
  1. Опускание и поднимание нижней челюсти.
  2. Движение нижней челюсти вправо.
  3. Движение нижней челюсти влево.
  4. Попеременное движение нижней челюсти вправо и влево.



Гимнастика для языка:
  1. Высовывание широкого языка «лопатой», своими боковыми краями язык касается углов рта. Если широкий язык не получается, то предлагается похлопать по спинке языка шпателем, «пожевать» язык (можно произносить при этом бя-бя-бя, мя-мя-мя), сильно подуть на высунутый язык, протяжно произнести звук [и] или улыбнуться.
  2. Высовывание языка «жалом». Если это движение не сразу удаётся, то предлагают просунуть кончик языка между сжатыми и вытянутыми губами, потянуть язык за отодвигаемым пальцем или карандашом, двигать кончиком языка вправо-влево.
  3. Поочерёдное высовывание языка то «лопатой», то «жалом».
  4. Высунуть язык, сделать язык сначала «лопатой», а затем «жалом».
  5. Сильное высовывание языка изо рта, а затем возможно более глубокое втягивание его в глубь ротовой полости, так чтобы кончик языка стал незаметным.
  6. Движения высунутого языка вправо и влево («маятник»).
  7. Поднимание и опускание спинки языка при широко открытом рте.
  8. Присасывание к нёбу спинки языка.
  9. Круговое облизывание губ кончиком языка.
  10. Облизывание зубов под верхней и нижней губой («почистить зубки»).
  11. Поднимание и опускание широкого кончика языка на верхнюю и нижнюю губу, на верхние и нижние зубы.
  12. Поднимание и опускание широкого кончика языка внутри ротовой полости: к верхней десне, к нижней десне.
  13. Загибание узкого кончика языка вверх и вниз: к носу и подбородку, далее – на верхнюю и нижнюю губу, затем на верхние и нижние зубы.
  14. Поочерёдное загибание узкого кончика языка внутри ротовой полости, к альвеолам верхних и нижних зубов.
  15. «Желобок», или «лодочка», снаружи рта: боковые края языка подняты, кончик языка лежит на нижней губе, посредине языка – впадина. Этому движению помогает надавливание на среднюю часть языка шпателем или зондом.
  16. «Желобок» внутри ротовой полости.
  17. Сделать язык «желобком», осторожно загнуть кончик языка вверх.
  18. Язык «чашечкой» («ковшиком») вне ротовой полости: боковые края языка и кончик языка поднимаются кверху, средняя часть спинки языка опущена.
  19. «Чашечка» внутри ротовой полости.
  20. Задувание на «чашечку» внутри ротовой полости.
  21. Закусывание боковых краёв языка коренными зубами.
Hosted by uCoz