Предварительный этап

Развитие дыхания


Голосо- и речеобразование осуществляются координированной деятельностью дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов. Их взаимодействие обеспечивается и контролируется деятельностью центральной нервной системы. Процессы жизненного и речевого дыхания значительно отличаются друг от друга.

Процесс жизненного дыхания протекает ритмично, в одной и той же последовательности: вдох – выдох – остановка. Сразу после неё наступает расслабление дыхательных мышц, их возвращение в состояние покоя, в котором они остаются до нового вдоха. Время, затраченное на вдох и выдох, приблизительно одинаковое (4:5), вдох происходит через нос, выдох – через рот. Ритмичная смена фаз дыхания происходит непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания.

Особенности речевого дыхания связаны с тем, что оно включено в процесс речи, обслуживает его, является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой мелодии. Дыхание в речи связано с её разнообразным течением и чередованием речевых звеньев (групп слов от паузы до паузы), которые в зависимости от содержания могут быть длинными и короткими, медленными и быстрыми.
В речевом дыхании выдох – самое главное и активное звено процесса, он значительно длиннее вдоха (1:20). Смена фаз происходит следующим образом: вдох – остановка – выдох. Весь процесс дыхания становится произвольным. В ходе речевого развития вырабатываются специфические дыхательный механизм и движения диафрагмы.
Различают три типа дыхания: верхнерёберное, грудное, груднобрюшное (диафрагмально-рёберное). Ребёнок сначала пользуется в речи навыками жизненного дыхания и только в процессе речевого развития, под влиянием речи окружающих у него постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания – груднобрюшной.

Физиологическое дыхание детей с речевой патологией имеет свои особенности. Оно поверхностное, верхнерёберного типа, ритм неустойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объём лёгких у них ниже возрастной нормы. У таких детей отмечаются недостаточный объём вдыхаемого воздуха перед началом речи, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов происходит в разных фазах дыхания – как на вдохе, так и на выдохе.
Дошкольникам с речевой патологией необходимо развивать физиологическое дыхание, увеличивать объём лёгких, формировать груднобрюшной тип дыхания, а в дальнейшем речевое дыхание с помощью специальных коррекционных упражнений.

Работа по формированию правильного дыхания может проводиться в следующей последовательности.

  • Развитие груднобрюшного типа дыхания.
  • Обучение длительному целенапрвленному ротовому выдоху.
  • Формирование таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность, целенаправленность:
    – добиваться умения длительно или многократно произносить звук на одном выдохе;
    – на одном выдохе произносить 3-4 слога;
    – правильно произносить фразу из 2-3 слов;
    – слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 4 слов;
    – слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 5-6 слов;
    – слитно, на одном выдохе, произносить 1-2 стихотворные фразы;
    – сочетать дыхание с проговариванием стихотворных текстов.


Дыхательная гимнастика

Первоначально проводится работа над развитием длительного выдоха без участия речи. При этом важно следить за тем, чтобы ребёнок не поднимал плечи, излишне не напрягал мышцы дыхательного аппарата, чтобы выдох был плавным, постепенным, длительным. С целью контроля рука логопеда кладётся на область диафрагмы ребёнка, а рука ребёнка ощущает дыхательные движения взрослого.

Пилка дров
2 ребёнка становятся друг против друга, берутся за руки и имитируют пилку дров: руки на себя – вдох, руки от себя – выдох.

Погреться на морозе
Ребёнок вдыхает через нос и дует на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

Надуй игрушку
Ребёнку предлагается надуть резиновую надувную игрушку, воздушный шар, набирая воздух через рот и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки.

Листья шелестят
Предлагаются полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанной в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «подул ветерок» ребёнок плавно дует на листики так, чтобы они отклонились и шелестели.

Бабочки
Перед ребёнком раскладывают «зеленые полянки» с разноцветными бабочками, вырезанными из тонкой бумаги. Бабочки прикреплены тонкими нитками к «полянке». Логопед предупреждает, что дуть на бабочку можно только при одном выдохе. По сигналу «красная бабочка полетела» ребёнок дует на бабочек красного цвета и т. д.

Задуть свечу
По сигналу «тихий ветерок» ребёнок медленно выдыхает так, чтобы пламя свечи отклонялось, но не гасло. По сигналу «сильный ветер» ребёнок старается на одном выдохе задуть свечу. Вместо настоящей свечи можно предложить макет свечи с «огоньком» из тонкой красной бумаги.

Покатай карандаш
Ребёнку предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.

Чайник закипел
У ребенка пузырёк с узким горлышком диаметром 1 – 1,5 см. Он дует в отверстие пузырька, чтобы получился свист. Для этого нужно, чтобы нижняя губа касалась края горлышка, а струя воздуха была сильной.

Развитие речевого дыхания и голоса

После того как у ребёнка сформирован плавный длительный выдох, вводятся голосовые упражнения. Обращается внимание ребёнка на различную силу, высоту, тембр голоса. С этой целью можно использовать, например, такие игровые упражнения:

Эхо
Логопед громко произносит гласные звуки ([а], [о], [у]) или сочетания гласных ([ау], [уа], [оа], [уи]). Ребёнок («эхо») тихо повторяет. Затем можно поменяться ролями.

Вьюга
Перед ребёнком сюжетная картинка «Вьюга». По сигналу «вьюга началась» ребёнок тихо гудит: У-у-у… По сигналу «вьюга затихает» ребёнок постепенно уменьшает силу голоса. По сигналу «вьюга кончилась» – замолкает. Речевые сигналы можно сопровождать движениями руки логопеда: горизонтальное движение руки – ребёнок говорит тихо, движение руки вверх – усиление голоса, движение руки вниз – уменьшение силы голоса.

Лесенка
Перед ребёнком картинка или макет лесенки. По ходу игры логопед ставит на каждую ступеньку фигурку определенного животного. Ребёнок воспроизводит звукоподражания, изменяя высоту и силу голоса.
– На дворе стоит лесенка. На ней пять ступенек. На нижнюю ступеньку прыгнула большая собака и залаяла. (Ребёнок произносит низким и громким голосом: ав-ав-ав.) На вторую ступеньку прыгнула кошка и замяукала. (Ребёнок произносит более тихим и более высоким голосом: мяу-мяу-мяу.) На третью ступеньку вскочил петух и громко запел. (Ребёнок произносит громким и высоким голосом: ку-ка-ре-ку.) На четвёртую ступеньку прилетел жук, сел и зажужжал. (Ребёнок произносит низким и тихим голосом: ж-ж-ж.) На пятую ступеньку сел комар и запел свою песенку. (Ребёнок произносит тихим и высоким голосом: з-з-з.).

Закрепление правильного дыхания в процессе речи

С целью развития речевого дыхания на длительном плавном выдохе даются специальные речевые упражнения.

Цветы
Логопед ставит в вазу букет знакомых ребёнку цветов. Ребёнок называет их. Затем вынимает какой-либо цветок, нюхает его и на одном выдохе произносит заданную фразу. Фразы постепенно усложняются. Например: Хорошо пахнет. Роза хорошо пахнет. Роза очень хорошо пахнет.

Для развития и закрепления правильного речевого выдоха можно использовать короткие стихотворения. При этом ребёнок сначала заучивает стихотворение, а затем на одном выдохе произносит по одной строчке стихотворения.

Большой интерес вызывают у детей диалоги. В работе над диалогами не только закрепляется правильное речевое дыхание, но и формируются правильные интонации, выразительость речи и в целом просодическая сторона речи. Диалоги необходимо сопровождать наглядным материалом.

Лис и мышонок
– Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос грязный?
– Землю копал.
– Для чего землю копал?
– Норку делал.
– Для чего норку делал?
– От тебя, лис, прятаться.
– Мышонок, мышонок, я тебя подстерегу.
– А у меня в норке спаленка.
– Кушать захочешь, вылезешь.
– У меня в норке кладовочка.
– Мышонок, мышонок, я ведь твою норку разрою.
– А я от тебя в отнорочек – и был таков!

Медведь и лиса
– Ты куда идёшь, медведь?
– В город ёлку посмотреть.
– Где поставишь ты ее?
– В дом возьму к себе, в жильё.
– А зачем тебе она?
– Новый год встречать пора.
– Что ж не вырубил в лесу?
– Жалко, лучше принесу.
Hosted by uCoz